Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в курсе школьной математики

                                                                                                                     Альмира Искакова                   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


«Школа должна давать учащимся не только знания, но также воспитывать в них умение думать самостоятельно – это необходимое качество сознательного члена нашего общества»

                                                                                                                                                              Академик А. Александров


Введение

В современном мире человеку приходится сталкиваться с большим объемом информации, запоминание которой не представляется возможным. Стремительное возрастание объема знаний, необходимость готовить молодое поколение к самостоятельному поиску и расширению знаний, их творческому применению в новых ситуациях должно привести к значительным изменениям в сфере образования.

Главные тренды

Процесс обучения должен отличаться от привычного. Необходимо отходить от методики передачи «готовых» знаний к более современным методам. Ставится вопрос о внедрении в учебный процесс современных методик, позволяющих применять результаты обучения за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений.

Обучение может быть результативным лишь в том случае, когда учебная работа ведется с применением новых образовательных технологий и конечно же систематически и глубоко контролируется, когда сами обучающиеся видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала, учащиеся не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.

Квантование учебных текстов

Доктор педагогических наук В. С. Аванесов рекомендует разрабатывать и использовать квантованные учебные тексты. Образовательная технология на основе квантования учебных текстов и применения заданий в тестовой форме способствует формированию методического оснащения новой учебной среды. Она открывает новые возможности организации целенаправленной разработки и планомерного издания серии учебных текстов и пособий, по всем учебным дисциплинам, содержащих развивающие задания с интеллектуальным компонентом.1

Как отмечает В. Болотов, необходимо разрабатывать новые дидактические подходы, связанные с превращением школы из машины по трансляции знаний в место по организации получения знаний…2.

В. Аванесов считает, что на сегодняшний день за рубежом главным является ориентация не на контроль, а на обучение. А в обучении нужны не тесты, а задания в тестовой форме. Болеем того, для проверки знания содержания учебных текстов проще использовать не тесты, как это принято считать, а задания в тестовой форме.

Педагогический потенциал квантования

Образовательная технология на основе квантования учебных текстов и применения заданий в тестовой форме для проверки качества усвоения, предложенная В. Аванесовым, на сегодняшний день является большим шагом вперед. Разработка такого направления представляет собой метод технологической реализации известного за рубежом принципа единства обучения и контроля. Применение данной технологии позволит внести значительные положительные изменения в учебный процесс.

Учитель, разработавший задания в тестовой форме на основе квантованных текстов будет иметь преимущества в обучении своему предмету. Данная технология позволит восполнить пробелы в знаниях учеников, которые по тем или иным причинам пропустили занятия (все материалы будут доступны в электронном формате). В дальнейшем использование этой технологии позволит перейти к полноценным электронным обучающим системам. Как известно на сегодняшний день очень популярно дистанционное обучение.

Определение квантования

Квантование учебных текстов означает их сокращение и разделение на небольшие части, что облегчает усвоение смыслов, содержащихся в каждом кванте учебной информации. Главные составляющие качественного педагогического контента – это хорошо структурированные, короткие квантованные учебные тексты и технологичные системы заданий к ним. В современном образовании всё больше и глубже соединяются формы чувственного познания с формами и методами рационального мышления, что можно обеспечить лишь разнообразием используемых учебных средств. Не случайно квантование учебных текстов может стать важной формой развития образования.1

Для более детального понимания данной технологий предлагается в качестве примера квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме по школьной математика.


Квадратное уравнение и его корни

Квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме для учащихся 9 класса средней школы[1]

Определение

Уравнение вида , в котором есть неизвестное значение х и коэффициенты a, b и c — действительные числа, при a≠0, называется квадратным.

Коэффициент a называется первым коэффициентом, b вторым коэффициентом и c - свободным членом квадратного уравнения.

Неполные квадратные уравнения

Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением.

Корни уравнения

Значения корней квадратного уравнения х1 и х2 вычисляют по формулам

Понятие дискриминанта

Подкоренное значение D называют дискриминантом уравнения. Его значение находят по формуле

Число корней уравнения

По значению дискриминанта определяется количество корней квадратного уравнения.

Рассматриваются три случая.

Если D < 0 (отрицательный), то у уравнения нет действительных корней.

Если D = 0, то у уравнения два равных корня.

Если D > 0 (положительный), то у уравнения имеются два различных корня.

Приведённое квадратное уравнение

Так называется квадратное уравнение, у которого коэффициент при x2 равен 1 (то есть, а = 1). Тогдауравнение , можно решить с помощью теоремы Виета

Задания в тестовой форме

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1. УРАВНЕНИЕ ВИДА НАЗЫВАЕТСЯ

1) линейным

2) квадратным

3) кубическим

2. В КВАДРАТНОМ УРАВНЕНИИ ЧИСЛА a, b и c

1) рациональные

2) действительные

3) иррациональные

3. КОРНИ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ МОЖНО ВЫЧИСЛИТЬ ПО ФОРМУЛАМ

4. В ФОРМУЛЕ , значение D НАЗЫВАЮТ ____________

1) корнем

2) дискриминантом

3) дифференциалом

С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ФОРМУЛЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

1) число корней квадратного уравнения 

2) значения корней квадратного уравнения 

3) число и значения корней квадратного уравнения

5. ЕСЛИ ДИСКРИМИНАНТ ИМЕЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО У КВАДРАТНОГОУРАВНЕНИЯ

1) имеется один корень

2) имеются два равных корня

3) имеется два различных корня

4) отсутствуют корни

6. ЕСЛИ ДИСКРИМИНАНТ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО У КВАДРАТНОГОУРАВНЕНИЯ

1) один корень

2) два равных корня

3) отсутствуют корни

4) два различных корня

7. ЕСЛИ ДИСКРИМИНАНТ РАВЕН НУЛЮ, ТО У КВАДРАТНОГОУРАВНЕНИЯ

1) один корень

2) два равных корня

3) отсутствуют корни

4) два различных корня

8. ЕСЛИ В КВАДРАТНОМ УРАВНЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ РАВЕН 1, ТО ЕГО НАЗЫВАЮТ

1) линейным

2) неполным

3) кубическим

4) приведенным

9. ЕСЛИ В КВАДРАТНОМ УРАВНЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ РАВЕН 1, ТО ЕГО МОЖНО РЕШИТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕОРЕМУ ____________

10. ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЗАПИСИ КОРНЕЙ ДЛЯ ПРИВЕДЕННОГО КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ____________

11.КОЭФФИЦИЕНТЫ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАВНЫ

1) 1; 25) 0; -2

2) 0; 26) -1; 2

3) 1; -27)2; 2

4) 1; -18) 0; -1


12. СВОБОДНЫЙ ЧЛЕН КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАВЕН

1) 15) -2

2) 06) 4

3) 27) -4

4) -18) 3

13. НЕПОЛНЫМИ НАЗЫВАТСЯ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

  • 1)
  • 2)
  • 3)
  • 4)
  • 5)

14. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ

1) неполным

2) линейным

3) приведенным

ПОТОМУ ЧТО ОТСУТСТВУЕТ

1) свободный член

2) второй коэффициент

3) первый коэффициент

15. КОРНИ УРАВНЕНИЯ РАВНЫ

1) 2; 5 5) 0; -2,5

2) 2; -56) -2; 5

3) 0; 2,57) -1; 2,5

4) 1; -2,58) 2,5; 5

16. КОРНИ УРАВНЕНИЯ

1) 2; 55) 10; 60

2) 1; 156) 10; 15

3) 5; 307) 1; 10

4) 10; 308) 10; 50

17. СУММА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАВНА

1) 5

2)

3)

4)

5)

18. ЧИСЛА -1; -2 ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ

1)

2)

3)

4)

5)

В качестве примера для разработки квантованного учебного текста и заданий в тестовой форме была выбрана одна из наиболее важных тем в курсе математики 8 класса. Из материала, изложенного в школьном учебнике были выбраны ключевые данные и разделены на небольшие тексты. В общей сложности весь текст по теме квадратные уравнения разделен на 6 небольших абзацев. С учетом рекомендации предложенных автором технологии В. Аванесовым, материал в абзацах написан на доступном языке для учащихся. После отбора материалов для каждого абзаца подбирается название в соответствии с его содержанием. Основная работа заключается в разработке заданий в тестовой форме. Их содержание должно быть согласованно с квантованным текстом. Задания в тестовой форме должны отвечать требованиям:

- краткость;

- правильность формы;

- логическая форма высказывания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.1

Использование данной технологий в учебном процессе обязательно будет иметь положительный результат, но предстоит большая работа по подготовке соответствующего материала. Желание учителя постоянно совершенствовать учебный процесс позволит подбирать не только интересный, но и содержательный материал для учебных текстов. В дальнейшем совершенствуя технологию можно перейти к автоматизированной системе мониторинга качества текущего учебного процесса, что сделает этот процесс более прозрачным и объективным.

Литература

1. В.С. Аванесов, Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях. ж. «Педагогические Измерения» № 2, 2012 г.

2. В.А. Болотов, «Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше? Материалы VI Межд. научно-практ. конф. М.: Университетская книга, 2009. - 360 стр.


[1] Ред. В.С. Аванесов 

ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕ...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАН...

Читайте также:

testolog@mail.ru

г. Москва, Россия