By Искакова Альмира on 15.06.2021
Category: Упоминания трудов В.С. Аванесова

Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в курсе школьной математики

                                                                                                                     Альмира Искакова                   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

«Школа должна давать учащимся не только знания, но также воспитывать в них умение думать самостоятельно – это необходимое качество сознательного члена нашего общества»

                                                                                                                                                              Академик А. Александров


Введение

В современном мире человеку приходится сталкиваться с большим объемом информации, запоминание которой не представляется возможным. Стремительное возрастание объема знаний, необходимость готовить молодое поколение к самостоятельному поиску и расширению знаний, их творческому применению в новых ситуациях должно привести к значительным изменениям в сфере образования.

Главные тренды

Процесс обучения должен отличаться от привычного. Необходимо отходить от методики передачи «готовых» знаний к более современным методам. Ставится вопрос о внедрении в учебный процесс современных методик, позволяющих применять результаты обучения за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений.

Обучение может быть результативным лишь в том случае, когда учебная работа ведется с применением новых образовательных технологий и конечно же систематически и глубоко контролируется, когда сами обучающиеся видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала, учащиеся не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.

Квантование учебных текстов

Доктор педагогических наук В. С. Аванесов рекомендует разрабатывать и использовать квантованные учебные [1]

Определение

Уравнение вида , в котором есть неизвестное значение х и коэффициенты a, b и c — действительные числа, при a≠0, называется квадратным.

Коэффициент a называется первым коэффициентом, b вторым коэффициентом и c - свободным членом квадратного уравнения.

Неполные квадратные уравнения

Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением.

Корни уравнения

Значения корней квадратного уравнения х1 и х2 вычисляют по формулам

Понятие дискриминанта

Подкоренное значение D называют дискриминантом уравнения. Его значение находят по формуле

Число корней уравнения

По значению дискриминанта определяется количество корней квадратного уравнения.

Рассматриваются три случая.

Если D < 0 (отрицательный), то у уравнения нет действительных корней.

Если D = 0, то у уравнения два равных корня.

Если D > 0 (положительный), то у уравнения имеются два различных корня.

Приведённое квадратное уравнение

Так называется квадратное уравнение, у которого коэффициент при x2 равен 1 (то есть, а = 1). Тогдауравнение , можно решить с помощью теоремы Виета

Задания в тестовой форме

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1. УРАВНЕНИЕ ВИДА НАЗЫВАЕТСЯ

1) линейным

2) квадратным

3) кубическим

2. В КВАДРАТНОМ УРАВНЕНИИ ЧИСЛА a, b и c

1) рациональные

2) действительные

3) иррациональные

3. КОРНИ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ МОЖНО ВЫЧИСЛИТЬ ПО ФОРМУЛАМ

4. В ФОРМУЛЕ , значение D НАЗЫВАЮТ ____________

1) корнем

2) дискриминантом

3) дифференциалом

С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ФОРМУЛЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

1) число корней квадратного уравнения 

2) значения корней квадратного уравнения 

3) число и значения корней квадратного уравнения

5. ЕСЛИ ДИСКРИМИНАНТ ИМЕЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО У КВАДРАТНОГОУРАВНЕНИЯ

1) имеется один корень

2) имеются два равных корня

3) имеется два различных корня

4) отсутствуют корни

6. ЕСЛИ ДИСКРИМИНАНТ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО У КВАДРАТНОГОУРАВНЕНИЯ

1) один корень

2) два равных корня

3) отсутствуют корни

4) два различных корня

7. ЕСЛИ ДИСКРИМИНАНТ РАВЕН НУЛЮ, ТО У КВАДРАТНОГОУРАВНЕНИЯ

1) один корень

2) два равных корня

3) отсутствуют корни

4) два различных корня

8. ЕСЛИ В КВАДРАТНОМ УРАВНЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ РАВЕН 1, ТО ЕГО НАЗЫВАЮТ

1) линейным

2) неполным

3) кубическим

4) приведенным

9. ЕСЛИ В КВАДРАТНОМ УРАВНЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ РАВЕН 1, ТО ЕГО МОЖНО РЕШИТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕОРЕМУ ____________

10. ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЗАПИСИ КОРНЕЙ ДЛЯ ПРИВЕДЕННОГО КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ____________

11.КОЭФФИЦИЕНТЫ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАВНЫ

1) 1; 25) 0; -2

2) 0; 26) -1; 2

3) 1; -27)2; 2

4) 1; -18) 0; -1

12. СВОБОДНЫЙ ЧЛЕН КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАВЕН

1) 15) -2

2) 06) 4

3) 27) -4

4) -18) 3

13. НЕПОЛНЫМИ НАЗЫВАТСЯ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

14. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ

1) неполным

2) линейным

3) приведенным

ПОТОМУ ЧТО ОТСУТСТВУЕТ

1) свободный член

2) второй коэффициент

3) первый коэффициент

15. КОРНИ УРАВНЕНИЯ РАВНЫ

1) 2; 5 5) 0; -2,5

2) 2; -56) -2; 5

3) 0; 2,57) -1; 2,5

4) 1; -2,58) 2,5; 5

16. КОРНИ УРАВНЕНИЯ

1) 2; 55) 10; 60

2) 1; 156) 10; 15

3) 5; 307) 1; 10

4) 10; 308) 10; 50

17. СУММА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ РАВНА

1) 5

2)

3)

4)

5)

18. ЧИСЛА -1; -2 ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ

1)

2)

3)

4)

5)

В качестве примера для разработки квантованного учебного текста и заданий в тестовой форме была выбрана одна из наиболее важных тем в курсе математики 8 класса. Из материала, изложенного в школьном учебнике были выбраны ключевые данные и разделены на небольшие тексты. В общей сложности весь текст по теме квадратные уравнения разделен на 6 небольших абзацев. С учетом рекомендации предложенных автором технологии В. Аванесовым, материал в абзацах написан на доступном языке для учащихся. После отбора материалов для каждого абзаца подбирается название в соответствии с его содержанием. Основная работа заключается в разработке заданий в тестовой форме. Их содержание должно быть согласованно с квантованным текстом. Задания в тестовой форме должны отвечать требованиям:

- краткость;

- правильность формы;

- логическая форма высказывания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.1

Использование данной технологий в учебном процессе обязательно будет иметь положительный результат, но предстоит большая работа по подготовке соответствующего материала. Желание учителя постоянно совершенствовать учебный процесс позволит подбирать не только интересный, но и содержательный материал для учебных текстов. В дальнейшем совершенствуя технологию можно перейти к автоматизированной системе мониторинга качества текущего учебного процесса, что сделает этот процесс более прозрачным и объективным.

Литература

1. В.С. Аванесов, Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях. ж. «Педагогические Измерения» № 2, 2012 г.

2. В.А. Болотов, «Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше? Материалы VI Межд. научно-практ. конф. М.: Университетская книга, 2009. - 360 стр.

[1] Ред. В.С. Аванесов 

Related Posts